Дайджест таможенных новостей. Выпуск 2

[column width=”1/1″ last=”true” title=”” title_type=”single” animation=”none” implicit=”true”]
Обувь не может дойти до полок белорусских магазинов
Крупные обувные ретейлеры бьют тревогу. Под угрозой оказался импорт обувных товаров в Беларусь. Его таможенное оформление в последние дни вызывает большие сложности. 1 ноября были введены новые требования, согласно которым сведения о маркировке этого вида продукции должны предоставляться до того, как партия груза заедет на территорию Беларуси. Делать это нужно при помощи системы маркировки «Электронный знак». В этом и кроется загвоздка. Попытки указать информацию о нанесенных средствах идентификации российского образца заканчиваются неудачей. Скорее всего, проблема заключается в том, что две системы национальной маркировки имеют проблемы с обменном данными. В итоге груз не может пройти таможенный контроль и поступить в оборот.
Для временного решения проблемы на текущий момент используется ручная маркировка. Некоторые компании отмечают, что такие дополнительные затраты способны привести к подорожанию обуви. При этом промаркировать нужно не только новые поставки, но и остатки нереализованной продукции. Сделать это необходимо до 1 марта 2022 года. Некоторые российские поставщики приостановили отгрузку продукции, опасаясь штрафов. Правда, их опасения напрасны, ведь в данном случае все риски несут белорусские импортеры.
В связи со сложившейся ситуацией ретейлеры Nike, Kari, Lamoda, “Детский мир”, “Спортмастер” были вынуждены написать обращение в Совет министров РБ. В письме сообщается о приостановке поставок обуви в нашу страну. Компании надеются, что в ближайшее время будут организованы соответственные мероприятия на национальном и межгосударственном уровнях для устранения возникшего препятствия.
В Беларуси дорожают как новые, так и б/у автомобили. Эксперты винят коронавирус
Необычная ситуация складывается на рынке подержанных авто. Как только ввезенная машина проходит таможенное оформление, она сразу отправляется в Россию, минуя белорусского потребителя. Причина в удорожании новых машин вследствие жесткого дефицита микрочипов. Поэтому россияне массово заинтересовались возможностью приобретения б/у автотранспорта из Европы. Почему же они обратили внимание именно на авторынок Беларуси? Ответ прост – растаможка автомобилей в нашей стране зачастую проходит по «льготному 140 указу», а поэтому выгодно отличается в цене. Поэтому огромная часть ввезенных и оформленных автомобилей моментально отправляются в соседнюю страну. В выигрыше остаются перегонщики и российские автовладельцы. Белорусские покупатели вынуждены сталкиваться с меньшим предложением и повышением цен на то, что осталось.
Растут цены и в официальных дилерских центрах. По словам экспертов, подорожание уже составило в среднем 15%, и в ближайшие месяцы цена вполне может увеличиться еще на такой же процент. Повышенного спроса на новые автомобили в Беларуси не наблюдается, однако проблема имеет глобальный характер – мировой дефицит полупроводников. Введенные по причине коронавирусной инфекции локдауны резко увеличили потребность в разнообразнейших гаджетах для перехода на удаленную работу и обучение. Производители полупроводников не справляются с возросшими объемами потребления, что негативно влияет на цены и поставки.
Вносят свою лепту в сложившуюся ситуацию и другие проблемы. В последние полтора года контейнерные перевозки подорожали приблизительно в 5 раз, что оказывает влияние на стоимость и машин, и их комплектующих. Кроме того, значительно вырос в цене магний, широко применяемый в автомобильном производстве.
Покупателям и дилерам остается ждать, пока производители увеличат объемы выпуска полупроводников. Основная надежда приходится на азиатский регион, который способен не только мобильно наращивать рабочие мощности, но и готовится к запуску новых, более эффективных полупроводников. Ожидается, что ситуация с дефицитом нормализуется к 2023 году. Однако, по мнению экспертов, для белорусского потребителя это не означает моментального удешевления авто.
В Евразийской экономической комиссии подсчитали, сколько всего нужно технических регламентов
ЕЭК подвела итоги своей работы в сфере технического регулирования за последние десять лет. Ее результатом стало создание 51 техрегламента, которые регулируют производство и реализацию более 85% продукции. Для того чтобы охватить оставшиеся товары, понадобится еще 9 техрегламентов. Обязанности по их разработке распределены между странами Евразийского экономического союза.
Как сообщается, на сегодняшний момент основная задача – неукоснительный контроль за допуском продукции на общие рынки. Следовательно, огромное внимание уделяется прохождению оценки соответствия и органам, которые ее осуществляют. В ЕЭК отметили, что уже была проведена большая работа для ужесточения проверки как органов по аккредитации, так и соответствия товаров заявленным требованиям. Однако вопрос достоверности сертификатов и деклараций соответствия все еще остается открытым, и останавливаться на достигнутом рано.
Китай и ЕАЭС договорились совместными усилиями бороться с нарушителями антимонопольного законодательства
Недавно стороны подписали соответствующий меморандум. Он должен послужить основой для укрепления связей между странами союза и китайским антимонопольным регулятором, у которого теперь появится гораздо больше возможностей для выявления антиконкурентной деятельности. Кроме того, такое взаимодействие значительно облегчит борьбу с трансграничными картелями на всех стадиях – от обмена информацией до доведения дела до суда.
[/column]