Без рубрики

Особенности таможенного оформления в Беларуси в 2022 году

Особенности таможенного оформления в Беларуси в 2022 году

[column width=”1/1″ last=”true” title=”” title_type=”single” animation=”none” implicit=”true”]

Предыдущие годы вносили постоянные коррективы в международную торговлю и функционирование внешнеэкономической деятельности. Необходимость работать в новых пандемических условиях, сложности в логистике, нехватка ресурсов в некоторых областях, постоянные изменения в законодательстве создавали непростые условия для предпринимателей по всему миру. Но вот коронавирус стал сдавать позиции, и вслед за снижающимися показателями числа заболевших отдельные государства начали отменять введенные ограничительные меры, а транспортные системы – возвращаться к привычным маршрутам. Казалось, осталось немного до возврата к привычным ВЭД процессам без ограничений, однако 2022 год принес новые неожиданные события и последовавшие за ними проблемы. Надолго ли, не берутся предсказывать даже самые именитые и признанные экономические эксперты, лишь призывая бизнес действовать аккуратно и адаптироваться к меняющимся условиям.

Работа в санкционных условиях

Санкции стали самой больной темой для участников ВЭД. Стремительным ураганом они пронеслись по Европе, ломая старые, казалось, крепко выстроенные торговые связи и возводя завалы из законодательных препятствий там, где еще недавно на дорогах горел зеленый свет. Кроме того, периодически там, где не введены были ограничения регулятора, стал подключаться уже человеческий фактор. Европейский союз не стал вводить полный запрет на импорт в Беларусь. Однако многие продавцы не спешат заключать новые договора с нашими предпринимателями, опасаясь рисков или дополнительных санкций, которые могут последовать в будущем.

На таможне тоже складывается не простая и, пожалуй, парадоксальная ситуация. Раньше импортная продукция встречала мало препятствий со стороны выпускающего таможенного пункта и детально изучалась уже со стороны белорусского государства. Теперь товары из Европы проходят куда более детальное таможенное оформление и проверки на своей территории, дабы исключить возможность обхода санкций. Результатом этого, естественно, является дополнительное время на доставку груза.

Но самое главное в сложившейся ситуации – значительно возросшая значимость правильно заполненных деклараций и грамотно подобранных кодов ТН ВЭД. Порой специалистам по таможенному оформлению приходится проделывать немалую работу, чтобы убедить европейских таможенников, что товары не подпадают под санкционные ограничения и могут спокойно проследовать на территорию нашей страны.

Работа в санкционных условиях

Параллельный импорт

В то же время Беларусь пытается предпринимать меры, призванные ослабить влияние санкций на торговлю и экономику. Одной из них стало решение повторить опыт России и разрешить «параллельный импорт». Что это означает для белорусских импортеров? Раньше белорусская таможня следила за соблюдением прав интеллектуальной собственности, поэтому ввозить многие товары могли только их правообладатели либо официальные дистрибьюторы. Теперь на временной основе заниматься импортом таких товаров сможет любой желающий.

Нулевая ставка пошлин

Еще одним способом противодействовать введенным санкциям стало решение ввести нулевую ставку таможенных пошлин на широкий перечень самых разнообразных товаров. Таким образом государство стимулирует импортеров к продолжению ведения бизнеса в Беларуси. Однако следует заметить, что таможенные органы не очень жалуют грузы с нулевыми ставками пошлин. Таможенное оформление таких ввозимых товаров зачастую требует значительных усилий со стороны таможенных декларантов.

Параллельный импорт

Вал логистических проблем

Не успели логистические компании вздохнуть от ковидных ограничений и кризиса, вызванного нехваткой контейнеров для морских перевозок, как их накрыла новая волна проблем. Белорусские и российские перевозчики больше не имеют права работать на пространстве Евросоюза, их европейские коллеги испытывают аналогичные трудности уже на территории Беларуси и России. Кроме того, некоторые западные компании просто отказываются доставлять грузы на нашу территорию.

В качестве подпорки для поддержания работы ВЭД в текущей ситуации были предложены перевалочные пункты, до которых разрешено проследовать транспорту из списка недружественных Беларуси стран. После чего товар перегружается на белорусский автотранспорт и доезжает до конечной точки следования. Естественно, все это значительно отражается на времени и стоимости доставки.

Курс на восток

Белорусские импортеры и экспортеры не ждут у моря хорошей погоды. Тем более эксперты скептически относятся к изменению ситуации в лучшую сторону в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе. Поэтому сейчас в разгаре идет переориентация торговли на восточное направление.

Особенно в этом плане повезло белорусским экспортерам. Например, Китай заявил, что готов приобретать промышленную продукцию и калийные удобрения в не меньших объемах, чем они уходили на запад. Что касается продуктов питания, то в них китайское государство заинтересовано больше всего и демонстрирует желание скупать все экспортируемые объемы.

Однако и на этом направлении не все радужно. Сказывается общая напряженность на логистическом фронте, поэтому сроки доставки из восточных стран тоже значительно увеличились. Чтобы решить данную проблему, Китай и Россия прорабатывают запуск регулярных маршрутов грузовых железнодорожных поездов.

Ограничения на экспорт

Ограничения на экспорт

Экспорт Беларуси растет несмотря на санкционные ограничения. Первый квартал 2022 года продемонстрировал рост этого показателя на 4,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Происходит это благодаря диверсификации поставок в разные страны, особенно в восточном направлении. Вторым существенным фактором является то, что именно экспортирует Беларусь. Если от части белорусской продукции ЕС может отказаться, то продукты питания являются товарами первой необходимости, и европейские страны четко дали понять, что намерены и дальше приобретать их у нашей страны.

В то же время Беларусь сама вводит экспортные ограничения. В первую очередь это касается продуктов питания. Данная мера призвана обеспечить продовольственную безопасность белорусов в приближающемся мировом продовольственном кризисе.

Кроме того, в марте было принято решение существенно ограничить вывоз целого ряда промышленной продукции. 254 промышленных товара попали под запрет на экспорт в течение полугода.

[/column]

Добавить комментарий