[column width=”1/1″ last=”true” title=”” title_type=”single” animation=”none” implicit=”true”]
Две тысячи двадцатый год совершенно точно останется в людской памяти, как год больших потрясений. Не обошли эти потрясения и сферу торговли автомобилями. С одной стороны меры, предпринимаемые белорусским правительством, подстегнули ввоз автомашин в страну. С другой стороны, эпидемиологическая обстановка и общее состояние мировой экономики создало дополнительную напряженность на рынке личного и грузового автотранспорта.
Эпидемиологический вызов
Вирус Covid-19 правит бал на мировой экономической арене. Закрытие границ и другие карантинные мероприятия не могли не сказаться и на автомобильных рынках Европы. Первым делом это отражается на продажах новых автомобилей. В апреле белорусы купили на 55 % меньше новых авто по сравнению с мартом. Экономическая ситуация и сворачивание банками автокредитов несомненно внесет вклад в тенденцию на снижение спроса. Что касается вторичного рынка автомобилей, текущее положение перенесет внимание части потенциальных покупателей в сторону более дешевых поддержанных авто. Но в целом эксперты прогнозирует падение спроса и в этом секторе.
Расширение «льготного списка»
Больше года действует Указ № 140, предоставляющий возможность «льготного» таможенного оформления автомобиля. Согласно ему инвалиды I и II группы и родители многодетных семей предоставляют к оплате только половину суммы таможенных платежей за растаможку авто. Причем сделать это можно как сразу при оформлении на ПТО, так и позже написав запрос в таможенные органы о возврате половины от полной уплаченной суммы пошлин. За это время родители детей-инвалидов не раз поднимали вопрос о том, что их дети не меньше нуждаются в комфортных средствах передвижения и также должны быть включены в список попадающих под действие указа. И вот их просьбы были услышаны. Теперь родители и опекуны детей-инвалидов в возрасте до 18 лет тоже могут ввозить автомобили с возвратом части таможенных платежей.
Преференции экологически безопасным двигателям
Белорусское правительство вновь вернулось к идее продвижения электромобилей. Основным шагом к этому было выбрано установление нулевых таможенных пошлин при их ввозе. В предыдущие годы уже предпринимались попытки сделать машины с электродвигателями более привлекательными для белорусских автолюбителей. Но задумка не нашла достойного применения на практике. Свою роль сыграло снижение таможенной пошлины только для юридических лиц, не слишком длительное действие указа, а также слабая инфраструктура обслуживания таких машин. С начала текущего года Европейская экономическая комиссия регулярно поднимала вопрос необходимости вернуться к прежней стратегии с учетом сделанных ошибок. Указывалась необходимость ввоза электромобилей по «удешевленной схеме» и для простых граждан, а также установление периода действия нулевых ставок не менее года. Первоначально назывались сроки до 31 января 2021 года. Но по итогу они претерпели значительное увеличение и растянулись аж до 31 января 2025 года. Именно до этой даты будет действовать нулевая ставка таможенной пошлины для физических и юридических лиц Беларуси при ввозе автомобилей с электродвигателями.
Пролонгированный временный ввоз
Сильнее всего карантинные мероприятия ударили по возможности перемещения простых граждан. В неприятной ситуации оказались владельцы машин, временно ввезенных на территорию Евразийского экономического союза. Долговременное пребывание на иностранной территории без возможности возвращения грозила уплатой таможенных платежей. Поэтому было принято решение увеличить срок временного пребывания автомобилей в странах ЕАЭС (включая Беларусь) и продлить его до 30 сентября. Такую возможность получили машины, ввезенные с 1 марта, а также те, которые еще будут ввезены.
Сумма к оплате
При ввозе авто для личного пользования нужно учитывать три параметра:
-
- таможенный сбор. На текущий момент составляет 120 BYN.
- таможенные пошлины. Рассчитываются исходя из возраста автомобиля и объема двигателя.
- утилизационный сбор. На текущий момент на легковые автомобили для личного пользования для физических лиц установлена ставка 544,5 р на авто до трех лет и 816,7 р на авто старше трех лет. Аналогично стоит утильсбор для электромобилей.
[/column]