Без рубрики

Таможенное оформление (растаможка) автомобилей в Беларуси в 2022 году: специфика работы в санкционных условиях и льготы на электрокары

[column width=”1/1″ last=”true” title=”” title_type=”single” animation=”none” implicit=”true”]

Многие автолюбители с нетерпением ожидали приближающийся 2022 год. Предыдущие годы были достаточно проблемными для авторынка в связи с коронавирусными ограничениями и возникшим на фоне эпидемии спросе на полупроводники, который отразился в повышении цен на новые автомобили. Чуть позже за ними подорожали и бу машины. Эпидемия стала отступать, вслед за этим началась отмена ограничений на передвижение внутри и между странами. Но начало нового года ознаменовалось неожиданными проблемами, вылившимися в санкции для России и Беларуси. По итогу, только ожившая логистика снова обросла проблемами, к которым добавились новые трудности. Стоит ли упоминать о том, что пока что запуск дополнительных заводов для увеличения производства полупроводников в Китае, Корее и Тайване еще не подошел к завершению?

Сложности у официальных дилеров

В начале марта автолюбители с тревогой узнали, что в России останавливаются многие заводы мировых автомобильных концернов. Кроме того, санкции, наложенные на две страны, оказали большое влияние на логистические цепочки маршрутов и скорость поставок. Несмотря на заверения дилеров в том, что это никак не скажется на белорусских покупателях, цены на новинки выросли. Что естественно сказалось на продажах, значительно сократившихся за первые месяцы года. В преддверии значительного роста цен белорусы массово раскупили имеющиеся авто в салонах, и на текущий момент продажи в салонах незначительны – у кого-то сказывается нехватка авто, у кого-то их стоимость.

Помимо этого, белорусское правительство приняло решение продлить запрет на продажу в Беларуси авто марки Skoda, принятый больше года назад в связи с «недружественными действиями концерна в отношении белорусского народа».

По итогу, дилерские центры держатся на плаву благодаря сервисному обслуживанию. Особенно повезло тем, у кого на складах оказался внушительный запас запчастей. Новые поставки идут, но с большими логистическими сложностями и значительным подорожанием.

С другой стороны, некоторые китайские производители решили воспользоваться ситуацией и занять освобождающуюся нишу. Так что, возможно, в ближайшие годы белорусы пересядут на еще не столь привычные для нас марки авто. На текущий момент многие покупатели посматривают именно в сторону азиатских машин, потому что для них гораздо меньше проблем с доставкой комплектующих и запчастей, что скажется на стоимости обслуживания и ремонта транспортных средств.

А что на рынке подержанных авто?

Рынок бу машин более гибок, а потом испытывает меньшие трудности. Но рассчитывать на то, что в ближайшее время автомобили станут дешевле, не стоит. Количество предложений здесь также постепенно снижается, однако спрос остается высоким, и цены подрастают. В первую очередь это сказывается на достойных подержанных автомобилях, дефицит которых уже наблюдается на рынке. Самым большим спросом пользуются авто до $ 20 000. Эксперты рекомендуют не рассчитывать на значительный торг при покупке.

В прошлом году на белорусские площадки продажи бу авто массово пришел российский покупатель. Ситуация и сейчас остается аналогичной. Только автомобиль проходит растаможку, как тотчас же отправляется в соседнюю страну. Правда с апреля этого года россиян ожидает неприятное нововведение – необходимость при ввозе авто из-за рубежа устанавливать на него систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Что бывает сделать непросто из-за нехватки оборудования в связи с все тем же дефицитом полупроводников.

Официальный тренд на электрокары

На протяжении последних пары лет правительство Беларуси предпринимает шаги по увеличению количества электромобилей на наших дорогах. Однако говорить о том, что белорусы в ближайшее время массово пересядут на них, пока еще очень рано. На авто с электродвигателями пока что перешли только любители пробовать новинки. Консервативные автолюбители не готовы расстаться с более привычными ТС. В первую очередь скромный рост количества электрокаров объясняется еще начинающей развиваться инфраструктурой и сложностями подзарядки машин. Пока что основные продажи таких авто в основном приходятся на премиум-сегмент рынка, но, возможно, ситуация изменится уже к концу текущего года.

С электромобилями ситуация до недавнего времени была аналогична происходящему с машинами с дизельным двигателем. По бумагам на территорию Беларуси заезжало значительное количество машин, проходивших таможенное оформление по Указу № 140, однако большая их часть отправлялась в Россию. Правда сейчас ситуация изменилась. Все страны Евразийского экономического союза, кроме РФ, приняли решение продлить до 31 декабря 2023 года действие нулевой ставки таможенной пошлины для физических и юридических лиц. Россия отказалась от такой меры, потому что намерена развивать собственное производство электромобилей, как легковых, так и грузовых.

Для тех, кто раздумывал над приобретением электрокара, – новость приятная. Пока что не нужно будет платить ни таможенные пошлины, ни налоги на ввоз таких ТС. Однако, чтобы воспользоваться данной льготой, необходимо подтвердить наличие гражданства Беларуси, а также факт постоянного проживания на территории страны, и получить документ для предоставления в таможенные органы, на основании которого будет эта льготная мера предоставлена.

При этом в законе предусмотрен запрет на перепродажу и передачу прав пользования электромобилям гражданам России.

[/column]

Добавить комментарий