ИНКОТЕРМС: что нужно знать для успешного ведения внешнеэкономической деятельности
[column width=”1/1″ last=”true” title=”” title_type=”single” animation=”none” implicit=”true”]
Доставка продукции от производителя/продавца к покупателю – задача порой многоэтапная и непростая. Здесь важен логистически продуманный маршрут, надежный перевозчик, страхование груза, предусматривающее множественные обстоятельства, которые могут возникнуть по пути. Кто должен продумывать перечисленные моменты и осуществлять на практике? Каким образом будет происходить передача приобретенного товара? Для того, чтобы помочь сторонам договориться и легче прийти к общему знаменателю, в международной практике грузоперевозок были приняты правила, названные ИНКОТЕРМС. Следование им не является обязательным, однако их применения стало общепринятой мировой нормой.
Что такое ИНКОТЕРМС и почему он важен?
ИНКОТЕРМС кратко можно описать как свод международных правил перевозки товаров, позволяющий однозначно толковать термины и определения, применяемые во внешнеэкономической деятельности. Его можно назвать своеобразным «толковым словарем» для специалистов по ВЭД. В разных странах свои особенности ведения бизнеса. Для того чтобы устранить возможные недопонимания и унифицировать подходы к перемещению грузов, был разработан и принят ИНКОТЕРМС. Человек, занимающийся внешней торговлей, так или иначе столкнется с правилами и формулировками ИНКОТЕРМС, когда будет обсуждать с контрагентом правила доставки товара и заключать договор или контракт на поставку продукции.
На текущий момент Правила обновляются каждые 10 лет. Последнее обновление вступило в силу в январе 2020 года. Это не означает, что при желании стороны не могут воспользоваться версией предыдущей редакции. При упоминании условий поставки нужно указать редакцию ИНКОТЕРМС какого года вы использовали.
Важно помнить, что ИНКОТЕРМС не заменяет полностью внешнеторговый договор. Он не определяет права собственности, стоимость партии груза и способ его оплаты. Эти правила касаются условий доставки и разгрузки товара, его страхования и таможенного оформления, а также ответственности за целостность.
Предусмотрены ли санкции за нарушение этих Правил и насколько гибок ИНКОТЕРМС в своей терминологии?
ИНКОТЕРМС является не законом, а скорее принятым повсеместно сводом договоренностей. Однако ваши партнеры будут рассматривать заявленные вами условия поставки по ИНКОТЕРМС, как базу для проведения сделки. Государственные органыучитывают их для проведения таможенных операций, в том числе и при расчете таможенных платежей. Поэтому следует очень внимательно относиться к заявленным условиям поставки по ИНКОТЕРМС.
Какие бывают условия поставки по ИНКОТЕРМС и как они влияют на таможенное оформление груза?
Условия поставки по ИНКОТЕРМС регламентируют особенности перемещения груза, в том числе и оплаты доставки – кто, как и за что должен платить, и в каких документах указывается стоимость грузоперевозки. Поскольку по таможенному законодательству, стоимость перевозки до границы ЕАЭС включается в таможенную стоимость, от которой происходит расчет таможенных платежей, условия поставки следует выбирать внимательно – это может сэкономить ваши деньги.
По общепринятой практике Правила называются по трехбуквенным аббревиатурам внешнеторговых терминов. На данный момент для таможенного оформления условия поставки по ИНКОТЕРМС можно условно разделить на два типа:
- Обязанность по организации перевозки, а соответственно и оплата услуг перевозчика производится покупателем/получателем товара. Этому типу соответствуют следующие формулировки: EXW (ФРЗ), FCA, FOB, FAS. Перевозчик выставляет отдельный счет за свои услуги получателю, и из этого документа таможенные органы берут информацию о стоимости перевозки.
- Обязанность по транспортировке груза берет на себя продавец/отправитель. Этому типу условий поставки соответствуют следующие обозначения: CFR, CPT, CIP, CIF, DAP, DPU, DDP, DAT. Как правило, при таких условиях поставки расходы на транспортировку закладываются в фактурную стоимость товаров и дополнительные документы, подтверждающие цену перевозки, не требуются.
Подробнее о различиях и особенностях различных условий поставки вы можете прочитать здесь.
[/column]