[column width=”1/1″ last=”true” title=”” title_type=”single” animation=”none” implicit=”true”]
В этой статье мы расскажем о всех вариантах условий поставок по ИНКОТЕРМС. О том, что такое ИНКОТЕРМС, зачем он нужен и как влияет на таможенное оформление груза, можно прочитать здесь.
EXW(ExWorks, ФРЗ, Франко-завод) – эта аббревиатура означает, что получатель обязуется забрать товар непосредственно с производства и обеспечить его доставку теми видами транспорта, которые для этого потребуются. Например, если фабрика отправителя находится в Германии, получатель наймет и оплатит автомобильный транспорт, который заберет продукцию непосредственно с производственной линии. Если же завод-производитель находится в Китае, то получателю придется озаботиться как автомобильным транспортом – доставкой до аэропорта или морского порта, так и авиа или морским транспортом, который доставит груз на территорию Республики Беларусь. Использовать EXW можно при выборе любого вида транспорта, включая смешанные перевозки.
EXW накладывает минимальные обязательства на продавца. Весь цикл получения груза, включая погрузку, доставку, таможенное оформление, страховку и выгрузку выполняет покупатель. По сути, продавец обязан произвести продукцию и объявить о возможности ее получения. Все прочие обязанности определяются только дополнительными соглашениями.
FCA (FreeCarrier, Франко-склад, Франко Перевозчик) – указывая данное условие поставки в контракте, стороны подразумевают, что получатель оплачивает перевозку от определенного склада, местонахождение которого определяется его соглашением с отправителем. В отличие от производства, которое, как правило, располагается в стране нахождения отправителя, склад может располагаться в любой другой стране. Покупатель оплачивает транспортировку только от склада – расходы по доставке товара на склад ложатся на плечи отправителя. Складские помещения и терминалы могут находиться как в собственности продавца, так и не принадлежать ему. Указанная по контракту цена учитывает стоимость продукции без затрат по транспортировке. Данные условия выгодно использовать покупателю, когда он собирается приобрести партии товаров у различных продавцов и организовать перевозку с единого склада.
FOB (FreeOnBoard, Свободно на борту) – используется при перевозке морским и речным транспортоми определяет ответственность за повреждение либо утрату груза на судне. Обычно предполагает, что отправитель обязан погрузить товар на борт корабля, а дальнейшую его транспортировку оплачивает покупатель. Соответственно, за риски до погрузки отвечает продавец, а после – покупатель. Стоимость фрахта судна не входит в цену FOB. Если морскойречной транспорт не будет использоваться, при аналогичных условиях поставки используется термин FCA.
FAS (FreeAlongsideShip, Свободно вдоль борта судна) – аналогично FOB применяется только при морскихречных перевозках. Предполагает доставку товара отправителем в определенный порт с выгрузкой у судна. Отличается от предыдущего условия тем, что за погрузку товара на борт также несет ответственность получатель. Сейчас это достаточно редко используемое условие поставки. Обязательным правилом является выгрузка товара на причале лишь при наличии в порту судна, на который будет осуществлена загрузка продукции. При отсутствии судна оставить товар на причале нельзя. Поэтому случайные задержки транспортного средства в пути могут существенно повлиять на сроки доставки груза. Стоимость погрузочных работ и фрахта судна ложатся на покупателя.
CFR (CostandFreight,Стоимость и фрахт) – данная аббревиатура означает, что в стоимость продукции, которую продавец указывает в инвойсе или других финансовых документах, следующих с товаром, включена также стоимость фрахта транспортного средства, на котором товар перемещается до точки, определенной в договоре. Разгрузка на месте прибытия осуществляется силами покупателя. Используется при морскойречной перевозке.По правилам ИНКОТЕРМС CFR не применяется при размещении товара в контейнерах, однако на практике часто на этот момент закрывают глаза.
CPT(Carriagepaidto, Перевозка оплачена до) – при данном условии в фактурную стоимость включена перевозка до пункта, определенного в контракте. На продавца возложена обязанность по транспортировке товара до складов таможенного оформления в стране получателя. Таможенное оформление и разгрузка выполняются покупателем. Применяется при любых видах транспортных средств, включая смешанные перевозки. Часто используется крупными экспортерами с большим личным парком ТС.
CIP(Carriageandinsurancepaidto, Стоимость и страхование оплачены до) – при таких условиях поставки в стоимость товара включается не только перевозка и/или фрахт транспортного средства для ее осуществления, но и страхование груза. Таким образом покупатель оказывается защищен от возможных поврежденийутраты товара во время транспортировки. В 2020 году правила условий поставки CIP был изменены. На текущий момент размер страховой суммы должен составлять 110 % от стоимости приобретенного товара. До последней редакции ИНКОТЕРМС ее размер был меньше.
CIF (CostInsuranceAndFreight, Стоимость, Страхованиеифрахт) –условия поставки CIF аналогичны CIP, но используются при морской/речной перевозке. На продавца возлагается обязанность застраховать передаваемый товар в пользу покупателя. Покупатель приобретает право на компенсацию от возможных потерь в момент размещения продукции на судне (а не прибытия в порт). Размер страховой суммы – 110% от стоимости товара. Стоимость разгрузки в порту получателя не входит в цену контракта.
DAP (DeliveredAtPlace, Поставка в место назначения) – условия поставки, которые означают, что отправитель обязуется организовать доставку готового к выгрузке товара в точку, названную в договоре (склад покупателя или на таможенный терминал). При этом отправитель также обязуется уладить необходимые при вывозе таможенные формальности (экспортные пошлины и сборы). Условия подразумевают транспортировку любым видом транспорта. Расходы по ней, а также оплату таможенных складов при возможных задержках выпуска товара несет продавец. Покупатель несет затраты по импортному таможенному оформлению и разгрузке. Ответственность за сохранность товара до момента выгрузки возложена на продавца.
DPU (DeliveredNamedPlaceUnloaded, Поставка на место выгрузки) – самые новыеусловия поставки, появившиеся только в ИНКОТЕРМС 2020. Были приняты на замену DAT. Основным отличием является разгрузка партии в любом прописанном в договоре пункте, тогда как DAT подразумевал выгрузку только в определенном терминале. Только при выборе этих условий продавец будет ответственен не только за погрузку, транспортировку, экспортное оформление товара, но и за его разгрузку. Нередко используются при доставке малогабаритной продукции с ее передачей непосредственно в руки получателю. При этом за ним остается импортное таможенное оформление.
DAT(DeliveredAtTerminal, Поставка на терминале) – условия поставки, подразумевающие обязанность продавца доставить и разгрузить товар на означенном терминале. В последней редакции ИНКОТЕРМС заменены на DPU.
DDP (DeliveredDutyPaid,Доставка с оплатой пошлин) – при выборе этих условий поставки в отличие от всех других вариантов покупатель избавляет себя от необходимости заниматься импортным оформлением товаров. На него возлагается только разгрузка. Все остальные действия и процедуры выполняет продавец. Однако такие договоренности идут в разрез с текущим таможенным законодательством Республики Беларусь, и не могут быть осуществлены в нашей стране в полной мере.
[/column]